Трехмерный экшен 2009 года выпуска Prototype по сегодняшний день позволяет всем и каждому вжиться в роль супермутанта-супергероя, защищающего Нью-Йорк от ошибок генной инженерии. Игроку предстоит идентифицировать себя с неким Алексом Мерсером – мутантом, способным разрывать биологических существ в клочья при помощи своих мутаций, крушить в дребезги бронированную технику, швыряться автомобилями в вертолеты и совершать затяжные прыжки с небоскребов.
Сюжет игры Прототип меркнет по сравнению с самим игровым процессом. Собирать воспоминания Алекса Мерсера о нем и его прошлой жизни – это, конечно, неплохая затея, однако изучать новые мутации, прокачивать способности и превращаться в «поглощенного» - намного интереснее, тем более, когда этим можно заниматься в свободном режиме. Также в экшен-игре разрешено использовать транспортные средства на свое усмотрение, а не только ломать их и бросаться ими в национальную гвардию или других зараженных мутантов.
Выполняя как сюжетные, так и побочные задания, а также пожирая особых противников, Мерсер получает генетический материал. С помощью последнего происходит развитие уже имеющихся мутаций, а также обретение новых, например, протагонист может научиться летать и превращать свои руки в оружие. Собственно, трансформация частей тела в оружие – это и есть основная идея игрового процесса как первой игры, так и Прототип 2. Главный герой способен прямо во время боя наращивать мышечную массу, превращать свои руки в когти, в кнут либо в щит, а также он может облачиться в броню, принять облик другого существа либо активировать видение инфицированных, позволяющее обнаруживать зараженных людей. А самое интересное – это возможность комбинирования некоторых умений, например, щита и клинка, превращаясь таким образом в бронированную махину уничтожения.